Дмитрий Твардовский: «Региональные аэропорты – возможность перенастроить транспортные потоки и поддержать развитие экономики и промышленности»

Несмотря на новые условия, развитие аэропортовой инфраструктуры остается актуальным для строительства и модернизации аэропортов, способных оказать мультипликативный эффект на рост экономики: туризма, промышленности, торговли. Усиливающиеся бюджетные ограничения диктуют необходимость  увеличивать объемы внебюджетного финансирования, в том числе через активное использование механизма концессионных соглашений.

Такое мнение озвучил первый заместитель генерального директора ИнфраВЭБ Дмитрий Твардовский на Х Евразийской международной конференции «Развитие аэропортов-2022».

Восстановление рынка авиаперевозок в условиях новых ограничений возможно при росте внутренних перевозок вследствие активного развития внутреннего туризма, промышленных кластеров и увеличения передвижений граждан в пределах страны, а также внешних перевозок по новым направлениям в дружественные страны.

Это приводит к смещению внимания с крупных столичных аэропортов на региональные аэропорты, которые в новых условиях должны стать одним из ключевых драйверов развития региона, поскольку обеспечение спроса на внутренний туризм и транзит за рубеж невозможно без создания современной транспортной инфраструктуры, создающей мультипликативный эффект для смежных отраслей экономики регионов.

Несмотря на ряд сдерживающих инвестиционную активность факторов, в прошлом году состоялось несколько знаковых конкурсов по отбору инвесторов для проектов создания (реконструкции) аэропортов Пскова, Грозного и Барнаула. Отобран подрядчик для аэропорта Орла, получены разрешения для начала строительства нового аэровокзального комплекса Краснодара, планируется строительство аэропортов в Омске и Шерегеше, реконструкция в Кемерове и во Владивостоке.

ИнфраВЭБ поддерживает развитие аэропортовых проектов юридическим и финансовым структурированием. Сегодня компания участвует в нескольких проектах по созданию аэропортовых комплексов с применением модели концессионного соглашения.

«В последнее время очевиден высокий спрос на привлечение инвестиций в аэропорты, осуществляющие, в большей степени, социальные функции или оказывающие поддержку промышленных производств. Активную роль в реализации таких проектов играют крупные региональные или градообразующие предприятия. Основная цель таких проектов не коммерческая выгода от перевозок, а оптимизация операционных и логистических расходов и общие социально-экономические эффекты», - подчеркнул Дмитрий Твардовский.

В текущих рыночных реалиях, с учетом ограниченного доступа к бюджетным ресурсам и для целей единовременного ввода в эксплуатацию аэропортовой и аэродромной частей, наиболее целесообразными представляются модели, при которых создание и (или) реконструкция аэродромной и аэропортовой части выполняются в рамках единого соглашения (наиболее применимой конструкцией является концессионное соглашение) за счет собственных и привлеченных средств инвестора с различными, в том числе минимальными объемами бюджетного софинансирования на стадии СМР с последующей компенсацией понесенных расходов на создание аэродромной части на стадии эксплуатации. При этом аэропортовая (терминальная инфраструктура) может создаваться в частную собственность (как имущество, созданное с согласия концедента).

«Развитие аэропортов - 2022» – основное профессиональное отраслевое мероприятие, на котором на уровне государства и бизнеса обсуждаются ключевые вопросы финансирования развития региональных аэропортов, привлечения инвестиций в аэропортовую инфраструктуру, реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП).

Пожалуйста разверните устройство