Эксперт ИнфраВЭБ рассказала об особенностях подготовки и реализации проектов ГЧП в здравоохранении

Востребованность механизмов концессии и государственно-частного партнерства, в том числе и в здравоохранении, подтверждается статистикой реализации проектов в различных отраслях. Из 6998 проектов, реализуемых с применением механизмов концессии и ГЧП, 217 проектов реализуется в здравоохранении. При том, что сегодня получение федерального софинансирования является важнейшим фактором успешной реализации проекта ГЧП, для стимулирования инвестиций в здравоохранение важно запустить программу федерального софинансирования ГЧП-проектов, уже применяемую для других отраслей. 

Такое мнение в рамках конференции "Инвестиции в здравоохранение» озвучила управляющий директор службы инвестиционных соглашений ИнфраВЭБ Светлана Дубинчина.

В настоящее время в связи с бюджетными ограничениями регионов и муниципалитетов основным двигателем российского рынка проектов ГЧП являются программы софинансирования из средств федерального бюджета в виде федеральной субсидии/иных межбюджетных трансфертов или льготного финансирования национальных институтов развития. Сейчас такие меры поддержки применяются уже по 10 направлениям. Благодаря им строятся спортивные сооружения, школы, кампусы, региональные автодороги, городской электрический транспорт, инфраструктура на Дальнем Востоке, объекты обращения с ТКО, городская инфраструктура для развития жилищного строительства, модернизируются системы водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения.

Для развития инфраструктуры проектов здравоохранения широко используются механизмы развития с привлечением внебюджетного финансирования и компетенций частного сектора (Федеральные законы №№224 и 115). При этом, спектр договорных механизмов, на основании которых можно создавать инфраструктурные объекты, шире. В их числе офсетный контракт, СЗПК, СПИК, региональные квазиГЧП, сделки в корпоративном секторе с участием дочерних компаний государственных корпораций и компаний с государственным участием и контракты жизненного цикла (КЖЦ).

Кроме того, анализ практики применения инструментов ГЧП и квазиГЧП для развития медицинского сектора в период 2020-2023 годов демонстрирует интерес к созданию промышленных комплексов для производства импортозамещающих компонентов, а также демонстрирует больший акцент на развитии реабилитационных центров, санаторно-курортного сектора и цифрового контура таких проектов.

Отмечена и тенденция укрупнения проектов, а также комбинаторика различных направлений и мер поддержки и универсализация подходов кредитования проектов СГЧП и КС в банковском секторе: практика замены финансового партнера в ходе реализации проекта.

Учитывая высокую социальную значимость развития проектов здравоохранения, софинансирование таких проектов может стать дополнительным стимулом для привлечения инвестиций для масштабирования практики партнерства государства и бизнеса при создании таких проектов.

Пожалуйста разверните устройство