Дмитрий Твардовский: об инфраструктурной связности при реализации трансграничных проектов и механизмах их реализации

По итогам 2022 года товарооборот между Россией и Китаем вырос на треть, а в 2023 году может превысить $200 миллиардный рубеж. С Индией он вырос почти в 3 раза в первом полугодии 2023 г. до $33,5 млрд по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Кроме такого существенного роста также произошло значительное перераспределение потоков, что привело к перегрузке инфраструктуры. Своевременное развитие данной инфраструктуры позволит увеличить объемы экспорта и импорта, тем самым помочь российской экономике, конкретным отраслям и предприятиям. 

При этом, для партнеров по созданию трансграничных проектов важным условием принятия решения об участии в проекте является его поддержка на политическом уровне, а внебюджетные инвестиции обеспечиваются различными механизмами ГЧП. Такую позицию озвучил Первый заместитель генерального директора ИнфраВЭБ Дмитрий Твардовский, выступивший модератором сессии ИнфраВЭБ о трансграничных проектах на «Неделе ГЧП».

Как подчеркнул Дмитрий Твардовский, в приграничной российско-китайской территории востребованы проекты, обеспечивающие комфортную круглогодичную связь между городами по разные стороны границ. Также перспективными являются проекты в сфере туризма, сельского хозяйства, торгово-распределительной инфраструктуры. Ее создание даст импульс развитию городской экономики и в России уже есть примеры трансграничных проектов с внебюджетным финансированием на стадиях эксплуатации, строительства, подготовки. Инвесторами в них являются финансовые и инвестиционно-строительные компании.

Как отметили участники дискуссии, на сегодняшний момент в мире не так много трансграничных проектов - порядка 30, в основном

транспортные. Один из них - пограничный мост через Амур- Благовещенск- Хэйхэ, который с начала открытия в июне прошлого года пропустил более пятьдесят тысяч автомобилей. В Амурскую область по нему ввозят новые автомобили и специальную технику, оборудование, электротовары, товары народного потребления. В Хэйхэ уходят соя и продукты её переработки, древесина, косметика. При этом потенциал пропускной способности моста выше в десятки раз. Соответственно требуется расширение пунктов пропуска, которые создаются пока исключительно за счет бюджетных средств.

Опыт такой работы рассмотрели на конкретных примерах реализации проектов в Амурской области и Забайкальском крае, являющихся лидерами по реализации трансграничных проектов, а также в Приморском крае.

На примере опыта представленных регионов был отмечен потенциал развития не только транспортных и промышленных, но и туристических проектов.

При этом для успешного преодоления барьеров в реализации трансграничных проектов необходимы доработка нормативно-правовой базы, унификация требований к пунктам пропуска, учет окупаемости таких проектов при формировании финансовой модели с оглядкой на непрямую возвратность инвестиций и общие социально-экономические эффекты.

В качестве возможных инициатив по стимулированию интереса крупных международных инвесторов для реализации трансграничных проектов было озвучено предложение о создании долгосрочного инструмента международного хеджирования и возможности предусмотреть обеспечение определенности и стабильности условий для деятельности инвесторов.

Пожалуйста разверните устройство