ИнфраВЭБ дал оценку рынка ГЧП и способов развития инвестиционного потенциала проектов

Обсуждение инвестиции в инфраструктурные проекты и интерес частных инвесторов к проектам ГЧП состоялось в рамках форума РБК «Инфраструктурные инвестиции».

Как отметила модератор дискуссии, потребность в запуске инфраструктурных проектов сегодня больше, чем возможность государства полностью покрыть расходы на их реализацию. Поэтому государство заинтересовано в привлечении частных инвестиций. Из всех механизмов, ориентированных на привлечение частных инвесторов в инфраструктурные проекты самый популярный сегодня – концессии. При этом, по подсчетам экспертов 2021 год показал противоречивые результаты применения этого инструмента: конкурсов было объявлено больше, чем в 2020 году, средняя стоимость выше, однако финальных соглашений – меньше.

С учетом обозначенной проблематики основной темой обсуждения в рамках дискуссии стала оценка перспектив развития государственно-частного партнерства, текущее состояние рынка ГЧП, а также изменений, повлекших новые экономические условия и связанные с этим возможные риски для дальнейшего развития инфраструктуры в партнерстве бизнеса и власти.

Как отметил управляющий директор блока инвестиционной деятельности ИнфраВЭБ Кирилл Малютин, в целом, инвестиционная активность инициаторов проектов в инфраструктуру по итогам года не снизилась, прежде всего, благодаря федеральной поддержке проектов ГЧП, так как внебюджетные инвестиции зависят от бюджетного софинансирования или других форм господдержки, позволяющих вернуть инвестиции и профинансировать эксплуатацию объекта. Главная роль федерации в региональных проектах ГЧП заключается в удешевлении стоимости их реализации для регионов путем предоставления трансфертов, субсидий, льготного финансирования регионам или инвесторам на условиях срочности и платности.

По статистике Национального центра ГЧП на начало декабря текущего года количество сделок с использованием механизма государственно-частного партнерства выросло по сравнению с 2021 годом более чем на 10%. Общий объем инвестиций превысил 500 млрд. рублей.

«Для дальнейшего увеличения внебюджетных инвестиций в инфраструктуру необходимо предлагать рынку новые качественные проекты, продолжать предоставлять федеральное софинансирование, распространять эту меру на новые отрасли», - подчеркнул Кирилл Малютин.

В качестве примера существующей меры федеральной поддержки региональных концессионных автодорог он привел иные межбюджетные трансферты – «бесплатные» федеральные деньги для регионального бюджета - который ранее широко применялся, но сейчас выглядит недостаточно актуально в связи с отсутствием заранее определенных объемов выделяемого финансирования. Как результат, мало заявок, инвесторы и регионы не понимают можно ли рассчитывать на этот инструмент.

Кирилл Малютин считает, что целесообразна федеральная поддержка на условиях, аналогичных для школ, кампусов, спортивных объектов, для иных сфер инфраструктуры, например, региональных аэропортов с низким пассажиропотоком, так называемых проектов жизнеобеспечения, чтобы и взлетно-посадочная полоса, и терминал строился или реконструировался, потом эксплуатировался концессионером, а в дальнейшем та же взлетно-посадочная полоса может быть обеспечена федеральными платежами в связи с нехваткой средств у региона на содержание. 

Также в ходе дискуссии при участии руководства Национального Центра ГЧП, «Деловые Решения и Технологии», рейтингового агентства Национальные Кредитные Рейтинги», подразделения «Инфраструктурные облигации» ДОМ.РФ также рассмотрели такие инструменты инвестиционной поддержки как инфраструктурные облигации, облигации «Дом.РФ», дополнительные инициативы по внедрению новых инструментов поддержки.

Резюмируя состоявшуюся дискуссию модератор отметила позитивный настрой экспертов рынка, уверенных, что даже при допущении небольшого снижения инвестиционной активности в 2023 году оно не станет тенденцией и в дальнейшем будет компенсировано. Во многом сохранению баланса будут содействовать используемые механизмы поддержки инвестиций и возможные дополнительные изменения в пользу увеличения гибкости данных механизмов.

Пожалуйста разверните устройство