Проблемы запуска региональных ГЧП-проектов

2 Ноября 2018
С 1 по 2 ноября 2018 года в г. Ижевске прошел Форум «Сделано в Удмуртии», организатором которого выступили Правительство и Министерство экономики Удмуртской Республики.
Форум объединил более 1000 представителей бизнеса и власти для совместного обсуждения сложившегося в регионе бизнес-климата и разработки инструментов его улучшения.
Генеральный директор АО «ИнфраВЭБ» Дмитрий Твардовский принял участие в работе Форума. Он выступил в качестве эксперта на Роуд-шоу проектов, реализация которых планируется на принципах ГЧП и концессий
в Республике, а также спикером в рамках Круглого стола «Региональный ГЧП – прорыв: от подготовки к успешному запуску проектов», рассказав о проблемах, возникающих в регионах в ходе запуска ГЧП-проектов, а также о роли Внешэкономбанка и АО «ИнфраВЭБ» в решении этих проблем.
Дмитрий отметил, что согласно данным Национального центра ГЧП с 2005 по 2017 годы на региональном уровне было заключено только 36 концессионных соглашений стоимостью более 10 млрд рублей. В настоящее время спрос на инвестиции в инфраструктуру существенно превышает предложение по качественным проектам. При этом, в регионах сохраняется проблема, связанная с качеством подготовки проектов ГЧП. Зачастую, у субъектов отсутствуют как ресурсы для надлежащей подготовки, так и компетенции в выборе привлекательной, сбалансированной для участников модели реализации проекта ГЧП. Нельзя забывать и о таких региональных проблемах, как небольшое количество финансово устойчивых строительных организаций и практически полное отсутствие крупных операторов (ряд из которых просто не участвует в проектах ГЧП).
Дмитрий пояснил, что роль Внешэкономбанка и АО «ИнфраВЭБ» в подготовке ГЧП-проектов заключается, в первую очередь, в проведении экспертизы проектов на предмет возможности участия в них. Также Внешэкономбанк и АО «ИнфраВЭБ» участвуют в подготовке проектов-идей, доработке недостаточно проработанных проектов, в капитале специальных проектных компаний на ранних стадиях (в том числе ЧКИ), организации синдицированного финансирования, и в других формах участия.
Большая часть крупных проектов ГЧП является транспортными и реализуется на федеральном уровне, и для таких проектов Внешэкономбанк и АО «ИнфраВЭБ» видят большое предложение финансовых ресурсов.
По мнению Дмитрия, в настоящее время дополнительный импульс рынку может придать реализация проектов ГЧП в новых сферах – дома престарелых, проекты «умный город» и в целом информационные технологии.